про Бахчисарай

Давно собирались мы поехать в Бахчисарай и, наконец, собрались. За 1 час и 62 рубля автобус домчал нас до знаменитого маленького городка. Водитель автобуса, знавший дорогу до последней кочки на дороге, лихо крутил руль и гнал вверенное ему транспортное средство с ловкостью, позаимствованной у асов, исполняющих фигуры высшего пилотажа.

От автобусной станции, располагающейся на окраине города, мы решили пойти пешком до исторического центра. Отошли от станции и у первого встречного — им оказался милый татарин — спросили дорогу. Сдержанно-интеллигентно улыбнувшись, он подробно и очень вежливо рассказал, как нам лучше пройти. Идти оказалось совсем ничего — через поле с пасущимися в жухлой траве огромными грачами, лениво и невысоко взлетевшими и тут же вернувшимися на место, как только мы прошли. Потом мы шли через сосновый лес и что-то вокруг потрескивало, невидимое, но близкое — то ли жуки-короеды проснулись и принялись вытачивать новые ходы под корой, то ли шишки под лучами солнца раскрывались, потрескивая от жара лучей.

Из леса дорога вывела нас на вершину горы. Внизу, в долине виднелись дома и минареты мечетей.

лицо в горе видите?

Заприметив с высоты среди построек ханский дворец, по узкой каменистой тропке мы спустились с горы и оказались на улочке, через 200 метров приведшей нас к цели.

Вход на территорию дворца бесплатный, а если хочется посетить все помещения, то билет стоит 110 рублей.

Внутри было малолюдно, только служащие музея по своим делам проходили кто со стремянкой, кто с тачкой, а в дальнем углу площади несколько женщин занимались ландшафтным дизайном и расхаживали с вёдрами и секаторами вокруг дерева.

Женщина в чёрном обошла всех праздно прогуливающихся у входа туристов и объявила о начинающейся экскурсии. Мы решили не пропускать возможность услышать подробности о дворце и со всеми 8 экскурсантами собрались в полукруг перед женщиной, назвавшейся Наилью. Она бойко твердила повторяемые сотни раз слова, ведя нас из одного помещения в другое.

восточные крыши

Ёжась и запахивая куртки в помещениях и подставляя на улице солнцу лица, мы быстро пришли в завершающее экскурсию место — на кладбище, где с нами попрощалась Наиля, добавив с грустью и обидой, что мы её лебединая песня. Оказалось, что директор музея её увольняет и это была последняя её экскурсия.

Мы пошли мимо древних могил, увенчанных мраморными чалмами с почти истёртыми арабскими надписями. На кладбище, как и полагалось месту, было тихо, спокойно и пустынно.

Дальше мы прогулялись по внутреннему дворику дворца, посидели на скамейке, разглядывая черепичные крыши, купола усыпальниц, затейливую роспись стен и пошли к выходу.

покинутый дворец

У выхода мялся мужичок в солнечных очках и бандане, обратившийся к нам сразу же, как мы покинули дворец. Он оказался «гидом-консультантом по Бахчисараю» с громкой фамилией Брежнев. Завлечь нас на поездку по красотам и достопримечательностям ему не удалось, ибо единственным, что нас интересовало в тот момент, была еда. Прислушавшись к его рекомендации, не бескорыстной, как нам всем подумалось, мы пошли в ресторан «Алие», где действительно неплохо кормили. В Бахчисарае есть блюдо, которого мы раньше не знали — называется «янтык» — это лепёшка с начинкой, формой напоминающая чебурек, но она не жарится в масле, а готовится в печи.

Пока мы сидели на открытой террасе, попивая чай из трав, собранных в местных горах, пришёл Брежнев и быстро что-то сжевав, удалился. «Получил свой откат» — решили мы.

После обеда мы пошли изучать близлежащие улицы, отдалённо напоминавшие египетский Луксор — такие же узкие, местами асфальтированные дороги, фасады зданий, видавшие лучшие времена, но сейчас грозящие скорым обрушением. Солнце скрылось за набежавшими тучами, ветер начал поднимать пыль и кружить её по дороге, за заборами лениво лаяли собаки.

почти Египет

Дойдя до дома-музея Гаспринского, мы повернули назад и решили возвращаться в Севастополь. По дороге нам попался дом под скалой, на воротах которого висело объявление о продаже. Интереса ради, любопытства для, мы позвонили по указанному номеру. И тут мы услышали человека, живущего в другой реальности — реальности своих мечтаний и фантазий. Он хочет за 9 (девять) соток и дом под снос 100 тысяч долларов.

Впечатлённые, мы сели на автобус, доставивший нас до автостанции, откуда нас тот же лётчик-водитель доставил ровно по расписанию за час в Севастополь.