фильм Сергея Эйзенштейна 1925 года. немой фильм, который я смотрела, не отрывая взгляд от действия на экране. оператор Эдуард Тиссэ выстраивает кадр совершенно — люди, свет и тени, формы — всё точно там, где они должны быть. история, рассказанная без «живых» диалогов, в редких текстовых вставках, с начала до конца понятна. виртуозно Эйзенштейн держит внимание — последний эпизод (когда восставшие на «Потёмкине» ждут решения эскадры) — наверное, самый показательный. что хотел сказать фильмом режиссёр? простые люди должны быть свободны от царского режима и отстаивать своё равноправие жёстко, стихийно объединяясь.
любопытные факты: Эйзенштейн говорил, что идея снять знаменитую Одесскую лестницу пришла к нему, когда он сидел на этой самой лестнице, ел вишни, а косточки скакали по ступенькам; через 40 лет после выпуска фильма, в 1965 году Шостакович специально для него написал музыку.